История игрушек: чудесный мир моделей автомобилей

10 декабря 2019
История игрушек: чудесный мир моделей автомобилей

Я чувствую это. Наши программисты чувствуют это, копирайтеры тоже. Не уверен, что стажер ощущает то же самое. Но он просто слишком молод. Я говорю о ностальгии по маленьким моделькам автомобилей, которые многие из нас собирали в детстве.

Хотите почувствовать то же самое? Тогда вам нужно в магазин коллекционных игрушек в Галифаксе, Канада, владельцем которого является 54-летний Саймон Хейли. К нашей экскурсии также присоединился 62-летний Грег Брук, покупатель и коллекционер, который посещает этот магазин в течение 27 лет.

Несколько сотен старых реликвий из детства
Несколько сотен старых реликвий из детства

Эмоции просто потрясающие. Видишь всю эту красоту, ходишь между полками и только восклицаешь: «у меня была такая, и такая тоже!» Я, человек, у которого 30-летие уже намного ближе, чем десятый юбилей, не могу удержаться от восторга, когда вглядываюсь в полки и стеклянные шкафы, заполненные огромными рядами изысканных моделей автомобилей. Многие из самых ценных из них все еще стоят в своих коробках.

Каждый посетитель любого возраста чувствует это, наверное. Некоторые приходят, чтобы просто посмотреть на модели и перенестись в то время, когда для счастья им нужно было лишь водить эти машинки по ковру в детской. Затем они пересели на более взрослые автомобили, а те самые модели, вероятно, отправились на распродажу или перешли по наследству их младшим братьям. В любом случае, больше они их не видели.

Хейли хранит несколько сотен этих старых реликвий из детства. По цене от одного доллара они буквально вываливаются из корзин в задней части магазина, где пользуются популярностью не только у маленьких посетителей, но и у коллекционеров, собирающих запасные части для своих моделей.

На другом конце ценового спектра магазина находится Corgi No.267 Batmobile. Похоже, что он в отличном состоянии и вместе с оригинальной коробкой стоит почти 700 долларов. Однако Бэтмобилей у Хейли довольно много. Конкретно этот, так называемый Черный Первый Выпуск 1966 года, продается по довольно конкурентоспособной цене, учитывая, что подобные коллекционные игрушки в отличном состоянии еще и с коробкой стоят более 700 долларов.

Corgi No.267 Batmobile
Corgi No.267 Batmobile

Мне удалось отыскать шесть других Бэтмобилей, самый дорогой из которых называется «Red Wheels in early box» 1973 года с ориентировочной ценой 1250 долларов, а самый дешевый черный Бэтмобиль 1974 года – всего $ 320.

Кстати, первый Бэтмобиль был на самом деле не черным, а атласным черным. Он был быстро отозван назад, потому что Corgy – компания-производитель – посчитала его слишком скучным и поменяла цвет на глянцевый. Хейли говорит, что такая модель в хорошем состоянии, при условии, что вы сможете найти ее, стоит более 1300 долларов.

Ценовой справочник магазина также содержит аккуратный маленький график, показывающий, как цена каждого Бэтмобиля изменилась за последние годы. На примере этого «Черного первого выпуска» ориентировочная цена на один в отличном состоянии началась с минимума в $ 590 в 2008 году, а затем выросла до 1300 в 2013-ом и упала до нынешней стоимости в $ 707 в 2019-ом.

Между самым дешевым автомобилем Хейли и самым дорогим находится буквально икона всех моделей, Corgi No.261 Aston Martin DB5 Джеймса Бонда, выпущенная в 1965 году, чтобы совпасть с выпуском «Голдфингера», третьего фильма о Бонде. Она оснащена пулеметами, пуленепробиваемым щитом и, что самое интересное, всплывающей крышей, которая позволяет сиденью выстреливать пассажиром вверх, чтобы нанести непоправимый урон детской психике, наверное. Сегодня образцы с коробкой в хорошем состоянии довольно высоко ценятся у коллекционеров.

Corgi No.261 Aston Martin DB5 Джеймса Бонда
Corgi No.261 Aston Martin DB5 Джеймса Бонда

Хейли хочет 330 долларов за его слегка помятую модель с коробкой, инструкцией и, что самое важное, неиспользованной наклейкой 007. Это выгодно отличается от ориентировочной цены $ 660. Модель никогда не превышала стоимость Бэтмобиля, достигая максимума около $ 750, но это может быть связано с ее огромным успехом в продаже, что означает, что на рынке всегда такие же машинки в хорошем состоянии. «1960-е годы были золотым веком моделей автомобилей», – говорит Хейли. – «Реальные машины, на которых они базировались, были более захватывающими, связь между кино и телевидением повысила их привлекательность, и у людей было больше денег, чтобы тратить их на коллекционные модели».

Конкуренция между Matchbox, Dinky и Corgi – основными производителями таких машинок в шестидесятые годы прошлого века – была напряженной. Сегодня у каждого бренда есть свои последователи, но меня привлекают модели Corgi благодаря их превосходной отделке и детализации. Коллекционер Брук соглашается со мной.

«Это мой любимый бренд», – говорит он. – «Машины лучше соразмерены, а их цвета ярче. Они первые, где появились окна. Лозунг Corgi действительно был такой: «The ones with windows!» (Единственные с окнами).

В коллекции Брука более 1000 автомобилей, но он говорит, что, хотя многие из них выросли в цене, их сбор никогда не сводился к зарабатыванию денег. «Все дело в ностальгии – моих воспоминаниях о детстве и моих собственных автомобилях», – говорит он. – «Первой моделью, которую я купил, был красный автобус Matchbox No.5. На блошином рынке он стоил 10 пенсов. Мой самый ценный – Dinky Rolls-Royce Silver Wraith 1959 года».

1959 Silver Wrath
1959 Silver Wrath

Откуда берутся все эти коллекционные модели, многие со своими оригинальными коробками, и, что более важно, какой ребенок будет держать свои машинки таким образом?

«Я покупаю модели у людей, которые посещают магазин, на рынках и аукционах», – говорит Хейли. – «Частные продавцы, которые иногда предлагают мне свои старые машины в штучной упаковке и в отличном состоянии, часто являются отставными профессионалами, которые были осторожны со своими вещами с первого дня». Иногда, по его словам, обнаруживается масса непроданных запасов, покрытых пылью. Нужная машинка может быть где угодно в мире. Хейли смотрит на Иран как на будущий источник высококачественных моделей. Проблема в том, что, когда на рынок приходят большие находки, они сильно меняют цены, поэтому Хейли не хочет говорить о модельных автомобилях как об инвестициях.

«Просто собирайте то, что вам нравится, а не следите за будущими ценностями», – говорит он. – «Автомобили с коробками обычно продаются по самым высоким ценам, хотя сама модель должна быть в отличном состоянии».

Что еще может повлиять на цены, так это возраст коллекционеров. Ричард Бил, оценщик в аукционном доме Warwick & Warwick, который регулярно проводит продажи модельных автомобилей, говорит, что цены на модели, выпущенные до 1950-х годов, снижаются, потому что число коллекционеров, которые помнят этот период, уменьшается. «С другой стороны, – говорит он, – рынок автомобилей 1960-х годов и позже все еще остается оживленным».

Мир моделей автомобилей
Мир моделей автомобилей

Мне нравится внешний вид DB5 Хейли, выпущенного, когда меня даже в проекте не было, но один из них все-таки дошел до меня, правда очень быстро стал настолько непригодным, что с ним невозможно было играть дальше. А жаль, я ведь мог сейчас стать богаче на 300 долларов. Хейли показывает мне, как правильно сидит крыша.

«У большинства моделей повреждены крыши из-за того, что дети толкали их вниз, чтобы подготовить переднее сиденье для очередного выстрела», – говорит он. – «Чтобы не повредить механизм, они должны были сначала опустить сиденье, и уже потом прижимать крышу. Коллекционер будет искать такие повреждения».

Может быть и надо было делать так, но мне было интереснее как можно быстрее посмотреть, как далеко улетит злодей с пассажирского сиденья. Оказывалось, что не очень далеко. Не знаю, как там было в фильме, но меня восхищал и такой полет.


Рейтинг страницы: 4.8/5 (781 оценок)