Лидчанин возрождает ретроавтомобили

 Лидчанин возрождает ретроавтомобили

И строителем на Камчатке работал, и в 1977-м первую в Лиде дискотеку организовал, и в числе первых кооператив под названием «Монитор» в райцентре зарегистрировал. С коллегой занимались видеосъемкой, создавали фильмы, сотрудничали с областным и республиканским телевидением. А после развала СССР занялся международными перевозками…

Нынче Валентин Сидор – директор успешного белорусско-китайского СП «Коробка передач», которое около двух десятилетий специализируется на ремонте грузовых автомобилей, отец двух дочерей, дедушка двух внуков и обладатель уникальной коллекции старинных авто.

В его коллекции – послевоенный немецкий МАN 1947 года, МАЗ 1949 года, легендарная полуторка Горьковского автозавода ГАЗ-АА 1941 года выпуска, «Победа» 1951 года, немецкий мотоцикл ДКВ 1937 года, самый маленький автомобиль СМЗ-2 с ручным управлением, на котором в послевоенные годы ездили инвалиды, а также советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 и другие раритеты.

– Мне нравится возрождать машины, – делится наш герой. – Они словно переносят в прошлое, рассказывают свою историю, по ним можно проследить, как развивались техническая мысль инженеров и автомобилестроение...

Валентин Петрович гордится своим МАЗом 1949 года. На его реставрацию ушли годы. Работал не один, а вместе с коллегами – механиками своего предприятия. Вложили в грузовик столько сил и знаний, прежде чем вернули ему первоначальный облик! Зато как замирало сердце, когда на выставке Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Минске им восхищались даже видавшие виды профессионалы. А какое же это удовольствие – на нем ехать. Правда, МАЗ очень «прожорлив»: потребляет на 100 километров 100 литров дизтоплива.

– Очень долго не мог найти топливный бак для этого грузовика, а ведь именно «родные» детали дают раритету первоначальную славу, – делится коллекционер. – И вдруг однажды увидел, как незнакомый мужчина везет в прицепе на свалку необходимую мне запчасть! Остановил его и купил …

Сама машина, по словам коллекционера, иногда может не стоить ни рубля и годиться только в металлолом. Но работа по ее восстановлению и реставрации колоссальна и очень дорога! Она под силу только фанатично влюбленным в свое дело людям – а именно такие работают в коллективе Валентина Сидора.

За машинами, которые теперь в ретропарке лидчанина, он охотился не один год. Немецкий МАN середины прошлого столетия, положивший начало коллекции, он увидел в одной из белорусских деревень. Кузов-фургон грузовика использовался в качестве… домика, и хозяева собирались переоборудовать машину под трактор. Однако загоревшись идеей во что бы то ни стало отреставрировать грузовик, Валентин убедил сельчан его продать. На восстановление раритета ушло пять (!) лет. Теперь машина на ходу и всегда вызывает восхищение автолюбителей и обычных прохожих.

Еще сложнее было заполучить у жителя Брестчины советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67, прозванный в народе «Иваном-Виллисом». Автомобиль, на котором фронтовик проехал сотни огненных верст, был дорог ему как память. Четыре года Валентин Петрович уговаривал ветерана войны продать редкую машину. И потом долго колдовал над ней, возвращая к жизни. Но зато с каким восторгом сел за руль и убедился, что ни один современный автомобиль по проходимости не сравнится с этой повидавшей многое машиной.

А недавно коллекция пополнилась «Победой» 1951 года, которую лидчанин в буквальном смысле спас от утилизации. Машина 30 лет простояла на улице и находится в плачевном состоянии. Реанимировать ее будет сложно. Но никто не сомневается: благодаря одержимости, упорству и таланту Валентина и его коллег авто вскоре приобретет внешний и внутренний лоск.

– Ваши машины не снимаются в кино? – спрашиваю у коллекционера. – Они ведь настоящая находка для кинематографистов, создающих фильмы о событиях середины прошлого столетия!

– Нет, – улыбается лидчанин. – Я слишком их люблю и жалею, а потому не могу позволить взрывать, ломать, царапать.

Новая идея фикс, которая нынче не дает покоя Валентину Сидору, – собрать из разных фрагментов советских и импортных авто середины прошлого столетия, накопившихся в запасниках, уникальный ретроавтомобиль. Памятник той замечательной противоречивой эпохи, когда деревья были большими, а в собранных вручную автомобилях жила душа. И название проекту он уже придумал – «Ностальгия»…

Рейтинг страницы:
4.8/5 (Голосов: 15)