Вы никогда не задумывались, с каким великим автомобилем вы можете оказаться ровесниками? А вот я задумался и взглянул на автомобильную историю с 1945 года, чтобы выбрать автомобили, которые, по моему скромному мнению, являются самыми важными в каждом году вплоть до 2000. Не все эти автомобили являются идеальными, не каждый смог добиться огромных продаж – некоторые из них отличались недостатками или полным коммерческим провалом. Но им всем было что сказать о мире, в котором они были созданы, и многие имеют резонанс и значение по сей день. Все они так или иначе принесли в автомобильный мир что-либо действительно важное и интересное.
Для лучшей последовательности я выбрал 45-ый год, потому что именно тогда автомобили стали более доступными для широкой аудитории, и, не хочу проявить неуважение к своим читателям, но вряд ли кто-то из них родился в тридцатые. Поэтому середина сороковых будет самым оптимальным выбором.
В этом списке я также буду делать «почетные упоминания» автомобилей определенных лет, о которых хотел бы рассказать, но надо было выбирать что-то одно, иначе статья окажется непомерно длинной. Вы не согласитесь с каждым моим выбором, но, надеюсь, вам все равно будет интересно узнать, с какой машиной вы одного возраста. Не будем долго тянуть, поехали.
Возможно, это самый важный автомобиль, когда-либо сделанный, хотя бы потому, что Жуков было произведено больше, чем любого другого авто за всю историю. Более 21,5 миллионов было построено за период, который длился вплоть до 2003 года. Когда британцы взяли под контроль разбомбленный завод VW в 1945 году, «Жук» был предложен множеству британских автопроизводителей. Все они отказались от него, ссылаясь на то, что он непригодный для продажи с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением.
Но в итоге Beetle оказался транспортным средством, которое обеспечило основу того, что сейчас является вторым по величине производителем автомобилей в мире, отставая только от Toyota.
Почетное упоминание за 1945 год: Riley RM, Humber Hawk, Willys CJ-2A, Lincoln Continental.
Задний двигатель с четырьмя цилиндрами в аэродинамически эффективном кузове. Звучит знакомо? Думайте об этом автомобиле как о французском VW Beetle, но, к сожалению, Renault 4CV продержался только до 1961 года. Тем не менее, это был первый французский автомобиль, который продался более чем миллионом единиц, и первым, работающим на двигателе 760 см3 Мощностью 19 л.с., позже замененным на чуть более мощный (22 л.с.) 747 см3. Самым ярким из них был 42-сильный 4CV Sport 1952 года, который отличался отличной на тот момент производительностью.
Наряду со сборкой во Франции, 4CV также производился в Австралии, Бельгии, Англии, Ирландии, Японии, Испании и Южной Африке.
F-Series был первым новым грузовиком, который Ford выпустил после Второй мировой войны. Значительно более современный, чем его довоенный предшественник, он также был шире, длиннее и выше, ну и удобнее в управлении. У покупателей было несколько вариантов (включая популярный, F-1 начального уровня) и множество конфигураций кузова на выбор.
Американский рынок был явно готов к свежему дизайну. 1948 модельный год стал лучшим для грузового подразделения Ford с 1929 года. Однако мало кто понимал, как долго продлится его успех. В своем 13-м поколении по состоянию на 2019 год F-Series стал самым продаваемым автомобилем Америки с 1976-го.
Почетное упоминание за 1947 год: Chevrolet Advance Design.
Не хотелось вставлять вторую французскую машину практически подряд, поэтому, прости 2CV, я удостою тебя почетного упоминания. А сейчас я хочу рассказать вам о другом авто, британском, который, аналогично Renault 4CV, смог преодолеть отметку в один миллион проданных единиц. К тому времени, когда в 1971 году производство Minor было полностью свернуто, было продано 1,6 миллиона этих авто в различных моделях кузова: седан (двух- и четырехдверный), кабриолет, фургон, универсал и пикап – именно наличие огромного количества кузовов и повлияло на мое решение вставить Morris в этот список.
Несмотря на свою популярность, Minor был совершенно традиционным в своей конструкции с двигателем с боковым клапаном (позднее верхний клапан) и задним приводом. Но дизайнер Алекс Иссигонис надеялся на плоский четырехцилиндровый двигатель, независимую переднюю подвеску на поперечных рычагах и реечное рулевое управление – из всего он получил только последнее.
Почетное упоминание за 1948 год: Citroën 2CV, Land Rover Series I.
К сожалению, Saab больше нет с нами, но, когда он ворвался на сцену в 1949 году со своим первым автомобилем 92, он впервые открыл камеру безопасности. Saab производил самолеты, и это очень четко показало аэродинамический дизайн 92-го. Коэффициент аэродинамического сопротивления был очень впечатляющим – 0,30 благодаря встроенному стеклу и фарам.
Машина была довольно узкой, что означало, что нужно было установить компактную силовую установку. Saab выбрал двигатель с водяным охлаждением – двухтактный двухцилиндровый блок, которым вдохновлены современные DKW. Несмотря на мощность всего 25 л.с., четырехместный Saab 92 мог разогнаться до 105 км/ч благодаря своей скользкой форме.
Почетное упоминание за 1949 год: Rover P4, Oldsmobile 88.
В 1950 году Ford выпустил целый ряд автомобилей, которые были ничем иным, как революцией. Они были представлены как пятизвездочные автомобили из-за квинтета областей, в которых раздвигали границы: независимая передняя подвеска Mk1 для Consul, Zephyr и Zodiac, открытые верхние клапаны и монококовая конструкция – все это было невероятным для американского голубого овала.
Как будто этих инноваций было недостаточно, автомобили также имели 12-вольтные электрические и гидравлические тормоза, что делало эти семейные транспортные средства более удобными, чем все, что когда-либо когда-либо выходило из ворот завода в Дагенхаме, Великобритания. Хотя первое поколение Consul, Zephyr и Zodiac было убито в 1956 году, мир увидел еще три рестайлинга каждой модели.
Почетное упоминание за 1950 год: Volkswagen Type 2, Nash Rambler.
Похихикайте над названием, я подожду. Simca расшифровывается как Société Industrielle de Mécanique et de Carrosserie Automobile. Она была частью Chrysler Europe с 1934 года и работала совместно с Fiat, пока полностью не исчезла в 1978-ом. Таким образом, его довоенные автомобили были переименованы в Fiat, но Aronde ознаменовал новый старт для Simca, поскольку это была его первая внутренняя модель.
По сути, это был первый автомобиль компании в стиле монокок, и его популярность позволила Simca стать вторым по величине производителем автомобилей в Франции к концу 1950-х годов.
Почетное упоминание за 1951 год: Nash Healey.
Основатель Lotus Колин Чепмен известен своим лозунгом «просто добавить легкости» для производства блестящих автомобилей, и нигде это не было так очевидно, как с его первой серийной моделью, Lotus MkVI, предшественником MkVII (более известного просто как Lotus Seven). MkVI продавался в виде комплекта, и покупатели могли выбирать между широким спектром двигателей и трансмиссий от скромного блока Ford с боковым клапаном объемом 1172 см3 до гоночного агрегата объемом 1098 см3.
Между 1952 и 1957 годами Lotus построил 110 единиц MkVI, которые обрели популярность в тот период, потому что справлялись со своей задачей блестяще и были удивительно быстры благодаря своему малому весу.
Почетное упоминание за 1952 год: Wolseley 4/44.
Первоначально Chevrolet построил Corvette исключительно для Motorama 1953 года, передвижного автосалона GM, наполненного футуристическими концепциями машин. Публика настолько полюбила его, что руководители решили в том же году превратить авто в серийную модель. Почти всем понравился его дизайн, но мало кто оценил его производительность, отчасти потому, что в нем использовался анемичный 148-сильный двигатель с шестью прямолинейными двигателями. Corvette почти провалился.
Он стоил 3498 долларов (около 33 500 долларов в 2019 году) и продался только 300 автомобилей. Продажи начали расти в 1955 году, когда фирма выслушала инженера Зору Аркус-Дунтова (1909-1996) и выпустила модель с двигателем V8. Остальное, как говорится, история. На сегодняшний день произведено около 1,6 миллиона разных Corvette. Совсем недавно было представлено восьмое поколение, впервые в конфигурации со срединным расположением двигателя.
Строго говоря, Land Cruiser появился раньше, чем в 1954 году, поскольку мелкосерийное производство началось еще в 1951-ом, а серийное производство Toyota Jeep BJ стартовало в 53-ем. Но только в 1954 Toyota Land приняла название Land Cruiser – после того, как Виллис высказал подозрения о нарушении его торговой марки Jeep.
Хотя первые автомобили были невероятно простыми, они были очень способны на бездорожье, и с годами становились все более производительными и роскошными, оставаясь при этом невероятно надежными. Последний момент стал решающим и со временем позволил автомобилю Land Rover отлично продаваться во многих неблагоприятных местах, таких как некоторые части Африки.
Почетное упоминание за 1954 год: Mercedes 300SL.
Даже сейчас Citroën DS выглядит футуристично, спустя более 60 лет после его выхода. Аэродинамически оформленный и отличающийся ультрасовременной конструкцией (внешние панели крепились болтами к конструкции автомобиля, а крыша была из стекловолокна), DS был настоящим технологическим прорывов. В то время как моторы были вполне обычными, остальные части машины очень впечатляли: самовыравнивающаяся регулируемая по высоте гидропневматическая подвеска, самоцентрирующийся гидроусилитель руля, полуавтоматическая трансмиссия и тормоза с усилителем.
Почетное упоминание за 1955 год: Ford Thunderbird.
После и без того неистовой популярности 4CV, Dauphine стал настолько успешным для Renault, что его британская фабрика не могла справиться со спросом, и машины импортировались прямо из Франции, чтобы сократить очереди.
Более двух миллионов Dauphine были сделаны в UK, некоторые под маркой Ondines (те, что собирались за пределами Великобритании). Производственный цикл продолжался до 1968. Наиболее желательным изданием для европейских покупателей был Dauphine Gordini, но в самой Франции преимуществом обладал 52-сильный Rallye. Всего было построено 2140 единиц, и они практически вымерли – так же, как модель в целом, потому многие из них проржавели много лет назад.
Почетное упоминание за 1956 год: Volvo Amazon.
Можно было бы упомянуть еще один Lotus, но, пожалуй, хватит с них. Нельзя не упомянуть эту легенду. Даже сейчас вы найдете оригинальные Fiat 500 в повседневном использовании по всей Италии. Более 3,4 миллиона из них были сделаны в период с 1957 по 1975 год, а версия Giardinera (универсал) продолжала выпускаться в течение еще двух лет.
Fiat 500, обладающий сильным характером и дешевой ценой покупки и владения, принес итальянцам мобильность, впрочем, как и в другие части Европы. С его двухцилиндровым двигателем Fiat 500 не особо мощный, но, если вы хотите автомобиль, который будет ежедневно доставлять улыбку на ваше лицо, а также всех окружающих, просто купите один из них.
Почетное упоминание за 1957 год: Lotus Seven.
Когда дело доходит до автомобилей с консервативным дизайном и дизайном, Rover P5 находится прямо там, на вершине этого списка, с его традиционным экстерьером, роскошным салоном и величественной производительностью. Фактически, он настолько величественный, что один из них до сих пор принадлежит британской королеве (тот, что на фото), а министры правительства Великобритании даже ездили на них еще в 1980-х, несмотря на то, что последний был сделан в 1967 году.
Но, пожалуй, самая большая причина для любви к P5 заключается в том, что это был первый Rover, который использовал отлитый Buick V8 в 3,5-литровом варианте. Такие автомобили назывались P5B, чтобы дистанцироваться от меньших автомобилей с простой 3,0-литровой шестеркой.
Почетное упоминание за 1958 год: Austin A40 Farina, Chevrolet El Camino.
Mini приняли существующие технологии и смешали их, получив разрушительный эффект. Его переднеприводная компоновка означала, что четыре пятых длины автомобиля было отведено под пассажирское или багажное отделение, это было чрезвычайно много (невольно BMC изначально терял деньги на каждом проданном авто), и ездить на нем было невероятно весело.
Первый «бесклассовый автомобиль», который понравился всем, Mini стал еще лучше, когда Джон Купер достал свой ящик с инструментами и создал серию моделей, которых было выпущено более 100 000 экземпляров. К моменту окончания производства в 2000 году было создано более пяти миллионов автомобилей Mini.
Почетное упоминание за 1959 год: Ford Anglia 105E, Triumph Herald, Chevrolet Corvair.
Saab 96 был таким хорошим автомобилем, чтобы он оставался в производстве в течение колоссальных 20 лет (1960-1980). В конечном итоге более чем 650 000 сошло с конвейера – эта цифра также включает блестяще практичный семиместный вариант в кузове универсал, который называется 95. Как и в случае с предшественниками, 96-й делался с упором на безопасность: ремни безопасности устанавливались с 1962 года, а двухконтурные тормоза появились всего два года спустя.
Первые Saab 96 были оснащены двухтактным трехцилиндровым двигателем объемом 841 см3, но в 1967 году его заменили на четырехтактный двигатель V4 с рабочим объемом 1699 см3.
Почетное упоминание за 1960 год: Peugeot 404, International-Harvester Scout 80, Checker Marathon.
Помните все те опросы, которые пытались вычислить самые важные автомобили 20-го века? Те, которые всегда ставят Mini или E-Type на первое место? Просто взгляните на эту картинку, и вы сразу увидите, почему Jaguar так почитаем.
Мало того, что он выглядит роскошно и сексуально, E-Type был еще и феноменально быстрым. Самые ранние 3,8-литровые 6 -литровые машины могли разогнаться до 240 км/ч, но все же это был относительно доступный автомобиль благодаря приемлемой цене. Позже появился 4,2-литровый двигатель, а затем 5,3 л V12, и к этому моменту E-Type стал скорее городским, чем спортивным автомобилем.
Почетное упоминание за 1961 год: Citroën Ami, MG Midget, Renault 4, Volvo P1800.
Возможно, он выглядел не очень инновационно, но Cortina Mk1 стал бестселлером благодаря конкурентоспособным ценам и широкому модельному ряду. Ford потратил 12 миллионов фунтов стерлингов (эквивалентно примерно 250 миллионов фунтов стерлингов в сегодняшних британских деньгах) на разработку и создание оригинального Cortina на территории Соединенного Королевства, уделяя особое внимание максимально возможному снижению веса, чтобы снизить расход топлива и повысить производительность.
Покупатели могли выбирать между седанами (с двумя или четырьмя дверями) и универсалом, а независимый мастер Крейфорд предлагал даже кабриолет. Лучшим и наиболее коллекционируемым из всех сатл выпуск Lotus с 105-сильным 1558 см3 двигателем с двумя кулачками.
Почетное упоминание за 1962 год: BMC 1100/1300, Lotus Elan, MGB, Triumph Spitfire.
В этот год было произведено огромное количество культовых автомобилей, включая суперкары, но лишь один из них стал обладателем первой в истории Европы премии «Автомобиль года».
Официально представленный как Rover 2000, этот роскошный седан был неофициально известен как P6, поскольку это была шестая послевоенная модель Rover. P6 получил звание лучшего авто года за чистоту линий, нетрадиционную конструкцию (все внешние панели крепятся болтами к конструкции внизу), гоночную заднюю подвеску и универсальные дисковые тормоза – те, которые находятся сзади, чтобы уменьшить неподрессоренный вес.
Передняя подвеска была даже разработана таким образом, чтобы можно было установить газотурбинный двигатель, но, к сожалению, силовые установки оставались обычными бензиновыми агрегатами в четырех- или более поздних восьмицилиндровых формах.
Почетное упоминание за 1963 год: Hillman Imp, Honda S500, Lamborghini 350GT, Mercedes-Benz 600, Porsche 911, Triumph 2000, Chrysler Turbine Car.
Буду честен – я даже не пытался искать другие машины для упоминания их в этот год, потому что ни одна из них не сравнится с этой в легендарности (а еще потому что мне было лень).
Представленный в Нью-Йорке, Ford Mustang стал мгновенным хитом. Это была лучшая машина года по умолчанию. Ford получил 22 000 заказов в течение 24 часов с момента появления модели, что составляет почти четверть от 100 000 автомобилей, которые он надеялся продавать ежегодно. Более 418 000 единиц нашли себе дом к своему первому дню рождения.
Mustang показал производительность (оснащенный V8) и стиль в доступной упаковке, которая понравилась даже тем, кто не особо любил автомобили. Chevrolet Corvair, его главный соперник, не смог и близко подобраться к такой популярности. В 2019 году Mustang по-прежнему представляет собой доступный автомобиль мечты для Америки. На сегодняшний день продано более 10 миллионов единиц.
Рассказывать о Shelby сразу же за его предшественником было бы как-то слишком, но я помню о нем, так что обязательно укажу ниже.
Rover P6, возможно, и был впереди планеты всей, но, когда появился Renault 16, он сразу же сделал все, что производилось в Британии, очень устаревшим – неудивительно, что в 1966 году 16-ый удостоился звания «Европейский автомобиль года».
Позже появится пятиступенчатая коробка передач, но уже с самого начала Renault 16 справлялся хорошо и был невероятно практичным.
Почетное упоминание за 1965 год: Rolls-Royce Silver Shadow, Ford Shelby Mustang.
Все мы знаем, о выходе Audi 80 в 1966-ом, но при всем моем уважении и любви к этому бренду, их модель не удостаивалась звания «Автомобиль года». Другое дело Fiat 124, который стал победителем в 1967 году, а потом еще чуть ли не самым продаваемым автомобилем в истории. Fiat продал более пяти миллионов из них в седанах и универсалах, и к тому времени, когда производство закончилось в 1974 году, 124 уже изготавливал наш вечно любимый АвтоВАЗ (да-да, та самая копейка). В общей сложности было произведено более 17,3 миллиона.
Несмотря на репутацию дешевизны и ржавчины, 124 не проектировался из бюджетных деталей. У него были круглые дисковые тормоза и замечательные свободно вращающиеся двигатели, которые делали этот квадратный Fiat довольно забавным в управлении.
Почетное упоминание за 1966 год: Audi 80, Jensen Interceptor, Toyota Corolla, Volvo 140.
Если вы думали, что в этот год я поставлю Chevrolet Impala, то вам нужно меньше смотреть сериалы, потому что она вышла еще в 57-ом.
Toyota 2000GT, получившая наибольшую известность благодаря главной роли в фильме о Джеймсе Бонде «Живёшь только дважды», стала первым по-настоящему желанным спортивным автомобилем, когда-либо появившимся в Японии (да простят меня фанаты Honda). С 2,0-литровым 6-цилиндровым двигателем и задним приводом 2000GT явно вдохновлялось купе Jaguar E-Type, но в целом это был уже почти Datsun, а не Toyota.
Разработку модели начинала Yamaha, которая предложила свой дизайн Datsun, но последний пошел своим путем, выкатив свой 240Z (у нас более известный как Nissan S30) в 1969 году. Toyota приняла этот проект вместо него, но она построила всего 351 образец 2000GT между 1967 и 1970 годами. Их редкость привела к тому, что выжившие авто стали очень ценными – один был продан на аукционе в 2018 году за 665 000 долларов.
Почетное упоминание за 1967 год: NSU Ro80, Pontiac Firebird, Saab 99.
Пока не появился XJ, у Jaguar был один из самых запутанных модельных рядов, но одним махом он сделал все седаны бренда устаревшими – наряду со многими из его соперников. Jaguar XJ был не только роскошным, быстрым и изысканным, но и невероятно комфортным благодаря сложной подвеске. Ничего из этого не принесло бы много пользы, если бы автомобиль был оценен вне досягаемости, но компания сделала его удивительно доступным. Как будто XJ6 1968 года было недостаточно, 5,3-литровый VJ- XJ12, выпущенный в 1972 году, стал еще более желанным.
Почетное упоминание за 1968 год: Audi 100, Ferrari 365 GTB / 4 'Daytona', Ford Escort, Morgan Plus 8, Toyota Hilux, AMC AMX.
Прошло полвека с того момента, как Ford Capri дебютировал на рынке, и, хотя большинство его современников в настоящее время в значительной степени забыты, это стильное купе имеет такой же высокий профиль, как и прежде. На фоне огромного (и неожиданного) успеха Ford Mustang в США между 1969 и 1987 годами появилось три поколения Capri с выбором из четырех- и шестицилиндровых двигателей, которые смещались от 1,3 до 3,1 л. Всего было произведено более 1,9 миллиона единиц.
Самым интригующим из всех стал ультра-редкий обвес Tickford Capri с 2,8-литровым V6 с турбонаддувом – было создано всего около сотни таких моделей.
Почетное упоминание за 1969 год: Austin Maxi, Fiat 128, Renault 12, Chevrolet K5 Blazer.
Range Rover часто приписывают звание первого роскошного внедорожника, но это не так. Мало того, что оригинальный Range Rover был на удивление утилитарным, но и Jeep Wagoneer прибыл семь лет раньше – хотя этот автомобиль не попал в Европу.
В скором времени мы увидим его уже в пятом поколении, и, как и его предшественники, мы ожидаем, что новичок будет роскошным, оборудованным с использованием новейших технологий и дорогим, но все же невероятно способным даже в самых сложных условиях бездорожья.
Почетное упоминание за 1970 год: Citroën GS, Citroën SM, Ford Pinto, Nissan Cherry, Toyota Celica, Triumph Stag.
Пожалуй, на этом я закончу первую часть этой статьи, потому что она получается слишком уж длинной. Если здесь вы не нашли нужного автомобиля, переходите ко второй части самых важных машин года вашего рождения.