Семейные автомобили: Mazda Premacy, Citroen Xsara Picasso и Opel Zafira

Семейные автомобили: Mazda Premacy, Citroen Xsara Picasso и Opel Zafira

В данном обозрении речь пойдет о представителях все более популярного класса автомобилей, представляющих практически идеальный вариант покупки в качестве семейного транспортного средства. Попробуем разобраться, как у них обстоят дела с надежностью.

КУЗОВ И САЛОН

Mazda Premacy

Mazda Premacy представляет собой переднеприводный 5–7-местный универсал повышенной вместимости (мини-вэн) на агрегатах Mazda 323 с увеличенной колесной базой. Премьера автомобиля состоялась в марте 1999 года на Женевском автосалоне. При создании Premacy за основу была взята платформа Familia. Привлекательными сторонами этого автомобиля являются компактные размеры и легкое управление, ставящее его в один ряд с седанами. Автомобиль создан на базе типичного седана с его неотъемлемыми чертами: низким центром тяжести, комфортной подвеской и отличной управляемостью. Конструкторы Premacy учли просчеты некоторых конкурентов, увеличив колесную базу автомобиля по сравнению с 323-й на 60 мм.

Кузов комплектуется 4-мя дверями «седановского» типа (с задними распашными). Кроме модификации, салон которой оснащен тремя рядами сидений (к слову, сиденья третьего ряда можно легко убрать, тем самым увеличив багажное отделение), существует также модификация, имеющая пять посадочных мест, расположенных в два ряда. Именно такие пятиместные модификации в основном и встречаются на наших дорогах.

Кузовной металл достаточно неплохо противостоит коррозии даже в наших нелегких условиях. Но на экземплярах, восстановленных по дешевому принципу после аварии, могут все же проявляться очаги коррозии на поврежденных местах.

Салон многофункционален. Предлагается более сорока различных вариантов его компоновки. Каждое сиденье можно легко снять (оно весит 12 кг), разложить, сложить, переместить на другие посадочные места, превратить в столик. В конце концов, можно оставить лишь водительское сиденье. Кроме того, можно обнаружить около тридцати потайных отделений, ящичков для хранения небольших предметов и несколько держателей стаканов.

Эргономика рабочего места водителя на высоте. Трех регулировок сидений и одной регулировки положения руля (вдоль рулевой колонки) вполне достаточно, чтобы занять удобную позу.

Пятиместный компактвен Mazda Premacy легко превращается в четырехместный. Такая компоновка за счет «хитрой» схемы трансформации кресел делает задний ряд чрезвычайно просторным – двум пассажирам там очень удобно. Подобного комфорта на галерке не предоставляет ни один конкурент – одногодок Premacy. Если впереди разместится человек ростом не более 1,8 м, то за ним сможет разместиться такой же высокий пассажир, хотя свободного места до спинок передних кресел уже не останется. Но троим пассажирам даже средней комплекции сзади будет уже тесно. Однако если в дорогу собрались только четыре человека, то среднее кресло заднего ряда можно убрать, а два оставшихся переставить ближе к центру. В данном случае по пространству для пассажиров галерка Premacy легко даст фору не только конкурентам, но и многим моделям классом выше.

Многие Mazda Premacy укомплектованы вполне прилично – центральный замок, стеклоподъемники, электропривод и обогрев наружных зеркал, гидроусилитель руля, четыре подушки безопасности, кондиционер и ABS. Самая дорогая комплектация Sport предполагает в спинках задних сидений откидные столики, как в самолетах.
Надежность электрооборудования можно оценить высоко: по японским традициям «электрика» работает без особой склонности к неполадкам и «глюкам». Однако на аварийных экземплярах могут отмечаться отклонения от этого правила. Тем не менее даже и на экземплярах, не имевших в своей «биографии» серьезных аварий, возможны разовые отказы салонного электрооборудования, но без явных претензий на статистику.

Citroen Xsara Picasso

Модель Xsara Picasso дебютировала в 1999 году. Представляет собой переднеприводный мини-вэн на удлинённой базе Citroen Xsara с поперечно расположенными двигателями. Облик Picasso запоминается и выделяется на общем фоне других одноклассников. Автомобили этого класса изначально задумывались как семейные, и Xsara Picasso полностью подпадает под такое определение.

Кузов Xsara Picasso великолепно защищен от коррозии. Производители давали 12-летнюю гарантию на кузов от сквозной коррозии. Поэтому даже на экземплярах первых лет выпуска ржавчины быть не должно. Но лакокрасочное покрытие на порогах и колесных арках нередко страдает от песка и гравия. Иногда после нескольких лет эксплуатации отмечается провисание передних дверей (устраняется обычной регулировкой). Геометрия лобового стекла проработана не слишком досконально: это выражается в некотором искажении «картинки».

Внутреннее пространство салона решено таким образом, чтобы дорога была максимально комфортной. Салон примечателен тем, что имеет много вариантов трансформации и большое количество емкостей для мелочей. Кресло водителя регулируется по высоте и имеет поясничную подкачку и подлокотник. Сиденье расположено выше, чем в легковых автомобилях, что улучшает обзор. Но повреждения металлического каркаса пружин сиденья практически гарантированы, если вес водителя превышает норму. К эргономическим минусам можно отнести и тесноватый педальный узел. Салон Xsara Picasso легко вмещает пятерых взрослых – сзади установлены три одинаковых индивидуальных сиденья.

Привычная приборная панель уступила место в салоне Picasso новой электронной, которая расположена в центре передней консоли. Текущая скорость отображается цифрами, а уровень топлива и температура охлаждающей жидкости в виде диаграмм.

Xsara Picasso оснащается довольно внушительным списком электронных систем, даже громкость встроенной аудиосистемы и скорость работы стеклоочистителей меняются автоматически в зависимости от скорости движения автомобиля. Или, например, фары, которые могут гореть еще минуту, пока Вы не покинете стоянку. Бортовой компьютер, управляющий этим оборудованием и десятками других устройств, использует мультиплексные технологии, что значительно уменьшает количество проводов: одна линия теперь служит для передачи сразу нескольких сигналов.

По части надежности электрооборудования Xsara Picasso выглядит очень неплохо. Есть, правда, некоторые особенности эксплуатации, соблюдение которых позволит избежать нештатных ситуаций. Как уже отмечалось выше, управлением климат-контролем, светом, дворниками и подушками безопасности, а с 2003 года и двигателем, иммобилайзером, антиблокировочной и противобуксовочной системами и т. п., ведает мультиплексная система с центральным компьютером. Особенностью мультиплексной системы Xsara Picasso является то, что электрический сигнал передается не по оптическому волокну, а по витой паре, что делает цепь надежнее в разы. Во избежание появления «тотальных глюков» электрооборудования нужно избегать попадания воды в разъемы и электронные блоки.

Opel Zafira

Дебют Zafira состоялся в 1999 году. По своим техническим свойствам Zafira очень схожа с Astra. Только отличается немного усиленной задней подвеской. Родство прослеживается и в оформлении передней части кузова, но Zafira благодаря большому бамперу с дополнительным воздухозаборником и хромированной окантовке решетки радиатора выглядит солиднее.

В плане качества изготовления кузова, модели Opel конца 90-х годов уже не страдают от генетической склонности к появлению ржавчины (гарантия от сквозной коррозии, как и у Citroen Xsara Picasso составляет 12 лет). Посему можно смело констатировать, что даже на экземплярах первых лет выпуска обнаружить очаги коррозии обычно не удается, а лакокрасочное покрытие неплохо сохраняется со временем. Кузовные панели подогнаны безупречно: все зазоры минимальны и ровны.

Несмотря на то, что снаружи он кажется небольшим, под компактной внешностью скрывается просторный салон, подходящий для любых, близких или дальних поездок. Салон отличается вместительностью, за счёт сочетания низкого пола и высокого потолка. Благодаря системе организации посадочных мест «Flex7» Opel Zafira обладает потрясающей функциональной гибкостью. Автомобиль с легкостью можно превратить в семиместный. Для этого нужно всего лишь с помощью специального механизма извлечь два дополнительных кресла, скрытых в полу багажника. Конечно, на третьем ряду сидений менее комфортно и свободно, но и там пассажиры вряд ли будут «жаловаться на судьбу», так как запаса пространства хватит даже на уровне коленей. Фактически, всего можно создать 49 вариантов конфигурации салона. Или, наоборот, благодаря складывающимся задним креслам, можно значительно увеличить объем грузового отсека.

Удобные кресла легко регулируются в соответствии с индивидуальными особенностями водителя и пассажиров, обеспечивая максимальный комфорт. Множество емкостей для мелочей, подстаканники, карманы и другие практичные приспособления позволяют разместить огромное количество мелочей, что очень удобно при долгой дороге.

В большинстве своем экземпляры Opel Zafira имеют по современным меркам не слишком богатое оснащение, однако, как известно, все относительно. Тем не менее практически на всех продаваемых на нашем рынке экземплярах есть достаточно неплохой набор оборудования. В зависимости от серии, Zafira может быть оснащена кондиционером, аудиосистемой, бортовым компьютером, детскими сиденьями, люком и климат-контролем. Для обеспечения безопасности специалистами Opel, были предусмотрены такие системы как шасси DSA, антиблокировочная система, электрогидроусилитель рулевого управления и многое другое, способствующее предотвращению экстренных ситуаций.

В целом надежность электрооборудования находится на достаточно высоком уровне. Однако перед покупкой Zafira следует обратить особое внимание на исправность кондиционера, трубки которого «грешат» не слишком большим сроком службы. А замена трубок является довольно затратной процедурой. Не отличается сверхнадежностью и дисплей бортового компьютера (на ранних экземплярах). В остальном же все достаточно неплохо. Разумеется, разовые отказы какого-либо электропривода или датчика возможны, но без особой претензии на статистику.

ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ

Mazda Premacy

Под капотом этого японского компактвена может скрываться один из двух двигателей: объемом 1,8 л/114 л. с. или 2,0 л турбодизель мощностью в 90 л. с. Все силовые агрегаты Premacy позаимствовала у Mazda 323 (BJ), хотя из-за большей массы компактвен оснащался лишь наиболее мощными двигателями из линейки 323-й. Дорестайлинговые машины агрегатировались двумя 1,8-литровыми двигателями (100 и 114 л. с.), а среди автомобилей, выпущенных после 2001 года, часто встречаются и 2-литровые модификации.

В целом бензиновые силовые агрегаты, равно как и дизель, надежны и при своевременном техобслуживании до замены колец способны выходить свыше 300 тысяч км. Каких-либо характерных проблем с ними в ходе эксплуатации не было выявлено. Газораспределительный механизм всех моторов приводится в действие ремнем, который необходимо менять вместе с натяжным и обводным роликами каждые 100 тысяч км (если, конечно, они оригинальные). Согласно рекомендациям производителя, в это же время следует проверить и отрегулировать тепловые зазоры клапанов. Но по опыту эксплуатации необходимость в проведении этой процедуры возникает реже – примерно после 150 тысяч км пробега.

Дизельный японский мотор в эксплуатации оказывается достаточно надежным и долговечным, но он очень требователен к качеству топлива и своевременности обслуживания. К тому же, на экземплярах, пригоняемых к нам из Европы, дизельные моторы имеют гораздо более существенные пробеги, чем их бензиновые собратья. Поэтому перед покупкой дизельной Mazda Premacy необходимо с особой предвзятостью подойти к диагностике двигателя.

Premacy оснащались 5-ступенчатыми механическими и 4-ступенчатыми автоматическими КПП. Обе трансмиссии по-японски надежны. Замену масла в механической КПП необходимо проводить каждые 70 тысяч км пробега. Смазка в автоматической КПП, согласно рекомендациям производителя, рассчитана на весь срок службы агрегата, хотя для увеличения ресурса менять масло все же нужно каждые 100 тысяч км.

Citroen Xsara Picasso

Под капотом этой модели устанавливалась по-европейски широкая гамма бензиновых (1,6, 1,8 и 2,0 л) и дизельных (1,6 и 2,0 л) моторов, которые призваны удовлетворить запросы большинства покупателей. При этом моторы одного и того же объема могут иметь разную мощность в зависимости от конструкции системы газораспределения, наличия наддува и т. п. Но в итоге диапазон мощности все же оказался не сильно большим: от 90 до 136 л. с.

Дизельные двигатели концерна Peugeot-Citroen всегда славились своей надежностью и живучестью. Среди очевидных достоинств дизельных версий – хорошие динамические характеристики, умеренная шумность, незначительные вибрации и экономичность. При соблюдении всех требований и рекомендаций, дизельные двигатели способны служить до полумиллиона километров. Дизельные моторы (даже с системой непосредственного впрыска) очень надежны. Из наиболее распространенных типичных неполадок дизельных моторов можно выделить возрастную склонность к утечке масла из-под клапанной крышки, а иногда даже из-под прокладки головки блока цилиндров. При условии использования сугубо качественного топлива ресурс форсунок очень велик и исчисляется сотнями тысяч километров.

Бензиновые двигатели Xsara Picasso также очень надежны. Наиболее распространенными у нас являются модификации с моторами 1,6 и 1,8 л. Из недостатков этих двигателей можно выделить их склонность к повышенному потреблению масла. Но 1,5–2 л долива масла между заменами – никоим образом не свидетельствует о неполадках. И при таком раскладе эти моторы способны служить тысяч 400 км без капитального ремонта.

С 2005 года на Picasso начали устанавливать усовершенствованный 1,6-литровый мотор, который оказался несколько более «хрупким» из-за возможных проблем с «зависанием» и с «прогоранием» клапанов.

Кроме названных двигателей под капотом Xsara Picasso может быть установлен двухлитровый бензиновый силовой агрегат. Сам по себе мотор получился достаточно удачным. Но вот в сочетании с автоматической коробкой переключения передач он способен давать сбои. Это связано с тем, что «автомат» запрограммирован на раннее переключение передач, что заставляет мотор работать на пониженных оборотах «в натяг». От этого в первую очередь страдают клапаны. Если же исходить из соотношения «цена/надежность/динамика», то оптимальным можно считать 1,8-литровый мотор.

Обслуживание бензиновых силовых агрегатов сводится к регулярным работам по замене масла с фильтрами, свечей зажигания (через 30–50 тысяч км) и ремня ГРМ с роликами. Кстати, ресурс последнего составляет 80 тысяч км. Зазоры клапанов же, скорее всего, регулировать не придется – эту функцию берут на себя гидрокомпенсаторы (кроме 1,6-литрового восьмиклапанника, которому периодически потребуется регулировка клапанов – через каждую сотню тысяч километров).

На Citroen Xsara Picasso устанавливали как механическую, так и автоматическую коробку переключения передач. В принципе обе трансмиссии не доставляют больших проблем в процессе эксплуатации. Однако для многих французских автомобилей уже стала нехорошей традицией склонность к появлению течи масла из КПП. Да еще иногда отмечается затрудненное переключение передач, связанное с закисанием тросового привода кулисы. Сцепление у аккуратного водителя способно служить более полутора сотен тысяч километров.

Opel Zafira

На этот немецкий автомобиль устанавливали широкую гамму бензиновых и дизельных силовых агрегатов. При этом диапазон мощности двигателей достаточно широк: от 82 до 200 л. с. Последняя цифра соответствует «заряженным» версиям.

Дизельные модификации нередко становились объектом критики со стороны владельцев Opel Zafira. В условиях повышенной загрузки автомобиля моторам приходится несладко, и они вынуждены работать на пределе своих возможностей, что негативно отражается на ресурсе. Кроме того, на ранних экземплярах довольно часто встречается проблема с заводкой в жаркую погоду из-за износа прокладок топливной системы. На некоторых экземплярах отмечались случаи повышенного расхода масла в первые 25 тысяч км пробега. Причем, что интересно, после преодоления этого рубежа двигатель самоизлечивался.

Из возможных неполадок отметим и аномалии с контрольной лампочкой топливной системы, которая может загораться либо «по собственному желанию», либо для констатации уже свершившейся неполадки.

Тем не менее по моторесурсу дизельные силовые агрегаты выглядят достаточно неплохо.

Из бензиновых модификаций на нашем рынке наиболее часто встречаются экземпляры с моторами 1,6 и 1,8 л. Реже можно найти версию с мотором 2,2 л. У 1,6-литрового мотора есть определенные проблемы с надежностью, вызванные повышенным износом из-за дефицита мощности. Первым признаком «скорой кончины» становится повышенный расход масла. Более рационально выглядит приобретение 1,8-литровой версии Opel Zafira.

Мы уже неоднократно писали о склонности бензиновых моторов Opel к преждевременному обрыву ремня привода ГРМ. Поэтому менять ремень нужно с поправкой на гипотетически невысокое качество запчастей на нашем рынке. Специалисты рекомендуют производить замену ремня ГРМ через каждые 60 тысяч км.

Если в работе бензиновых двигателей появляются «провалы», то чаще всего в этом повинны свечи зажигания, клапан холостого хода или датчик распредвала.

На Opel Zafira устанавливали как механическую, так и автоматическую КПП. По заявлению производителей, менять масло в «механике» вовсе не обязательно, хотя многие специалисты не разделяют это мнение. В целом МКПП служит очень и очень долго, а худшее, что с ней может случиться, – это течь сальника. Сцепление же способно служить тысяч до 100–150 км.

«Автомат», в принципе, так же надежен, но он категорически не переносит «рваной» манеры езды с пробуксовками.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА

Mazda Premacy

Подвеска этого японского автомобиля достаточно надежна – даже на наших дорогах серьезный ремонт понадобится спустя примерно 100 тысяч км пробега. Такой срок, как правило, выхаживают сайлент-блоки передних рычагов и шаровые опоры, а также сайлент-блоки задних тяг. Меньше (около 60 тысяч км) держатся только стойки переднего и заднего стабилизаторов поперечной устойчивости. Но шаровые опоры поставляются только вместе с рычагами. В комплекте с «резинками» предлагаются и тяги задней подвески, также вместе со ступицами продаются и подшипники задних колес. При замене шаровых опор можно сэкономить, установив неоригинальное изделие, которое предлагается отдельно за относительно небольшие деньги, остальные же детали поодиночке не поставляются.

В рулевом управлении обычно все работает исправно и долго. Рулевые наконечники и тяги придется менять примерно через каждые два-три года активной эксплуатации. А рейка сохраняет герметичность в течение двух сотен тысяч километров (и даже больше).

После 200 тысяч км из-за коррозии возможны проблемы с механизмом стояночного тормоза. Его работоспособность можно восстановить путем чистки механизма и установки ремкомплекта. В остальном работа тормозной системы не вызывает нареканий.

Citroen Xsara Picasso

Эта модель оснащена традиционной пружинной подвеской (по аналогии с «обычной» Xsara).

Передняя подвеска представляет собой классический McPherson, надежность которого не вызывает больших нареканий. Ресурс шаровых опор и сайлент-блоков нередко составляет свыше ста тысяч километров.

Задняя же подвеска не совсем привычной конструкции. Здесь следует помнить о необходимости регулярной замены игольчатых подшипников задней балки, это поможет избежать замены самой балки. Ресурс амортизаторов составляет около сотни тысяч км, а ступичные подшипники служат немногим меньше.

Нештатных ситуаций с рулевым управлением обычно не случается, хотя иногда может потребоваться замена карданного шарнира рулевого вала. Рулевые тяги и наконечники служат примерно около 60 тысяч км.

В тормозной системе обычно проблем не возникает.

Opel Zafira

Ходовая Opel Zafira досталась по наследству от модели Астра. Передняя подвеска сделана по классической схеме McPherson. Ресурс элементов подвески сильно зависит от условий эксплуатации. В среднем же, срок службы основных деталей составляет около ста тысяч км. Если же постоянно ездить при полной загрузке по не совсем ровным дорогам, то «уложить» подвеску можно и гораздо раньше.

К работе рулевого управления и его надежности обычно претензий не возникает. Рулевые тяги с наконечниками придется менять через каждые два-три года, а рейки текут очень редко.

В большинстве версий все тормоза на Opel Zafira – дисковые. Однако на базовых версиях на задней оси можно встретить и барабаны. Тормозные колодки придется менять через каждые два-три года, а диски способны пережить примерно четыре комплекта колодок.


Рейтинг страницы: 4.8/5 (54 оценок)