Volkswagen Polo, Toyota Yaris и Skoda Fabia

Volkswagen Polo, Toyota Yaris и Skoda Fabia

Небольшие автомобили, о которых мы будем говорить в данном обозрении, не относятся к разряду дешевых.

Тем не менее спрос на них стабильно высок. Но основан ли спрос на высокой надежности этих моделей?

Попробуем разобраться со статистическими данными, чтобы выявить возможные «слабые звенья» в конструкции этих популярных авто.

КУЗОВ И САЛОН

Volkswagen Polo

В сентябре 2001 года состоялась премьера четвертого поколения хэтчбеков Polo, а в 2002 году началась их продажа. Последнее поколение Polo заметно изменилось как в стиле, так и в техническом оснащении. При этом автомобиль ощутимо подрос: на целых 400 мм вытянулся в длину, стал на 90 мм шире, на 120 мм выше и почти в полтора раза тяжелее своего далекого предка. Построена модель на платформе Skoda Fabia.

Дизайн Volkswagen Polo является выразительным и запоминающимся. Polo выпускали в двух вариантах кузовного исполнения: 3-х- и 5-дверный хэтчбек. В 2003 году модельный ряд Polo дополнился еще версиями с кузовом седан. От своих предшественников новый седан Polo отличается полностью пересмотренной структурой кузова от средних стоек к задней части. Он длиннее 5-дверного хэтчбека на 28 см. Пребывание в салоне стало еще более комфортным (особенно в области задних пассажиров), а объем багажника увеличился до 432 л.

Большое внимание уделено антикоррозионной защите – кузов Polo проходит полную гальванизацию. Это вполне логично, учитывая высокую репутацию данной марки. Если же на кузове удалось обнаружить следы коррозии, то это реальный повод для отказа от покупки, так как в большинстве случаев это свидетельствует о некачественном ремонте после аварии.

Очень хорошие параметры комфорта и безопасности, обеспечиваемые за счет жёсткой на кручение конструкции кузова на новом Polo дополняются богатым оснащением активной и пассивной безопасности. К элементам пассивной безопасности относится система надувных подушек. Активную безопасность обеспечивают электрогидравлический усилитель рулевого управления и четырёхканальная АБС, входящие в серийную комплектацию. При этом гидроусилитель изменяет усилие на рулевом колесе в зависимости от скорости движения и массы автомобиля. По желанию АБС может быть дополнена электронной противозаносной системой (ESP), скомбинированной с гидравлическим «ассистентом торможения». Иногда же попадаются абсолютно «пустые» экземпляры, в которых нет даже центрального замка и усилителя руля, не говоря уже о подушках безопасности и АBS.

Надежность электрооборудования можно оценить достаточно высоко. Все работает четко и безотказно. Конечно, придется соблюдать некоторые правила эксплуатации, чтобы продлить «жизнь» отдельных опций, но это не критично. По статистике никаких типичных поломок за «электрикой» Volkswagen Polo не водится.

Toyota Yaris

Первое поколение Yaris появилось на рынке в 1999 году и выпускалось до 2005 года. В 2003 году модель была несколько модернизирована. Этот автомобиль выпускался в трех вариантах кузовного исполнения: 3- и 5-дверный хэтчбек и «фургончик», названный Yaris Verso.

В плане долговечности кузовного металла Yaris обычно не подводит. Но на месте сколов краски (например, на кромке колесных арок) могут образоваться очаги коррозии. Поэтому проблемные места нужно незамедлительно закрашивать. Других неприятностей с кузовом быть не должно.

Несмотря на очень скромные размеры, доступ в салон вполне удобен. Моментально вспоминается сакраментальное «внутри больше, чем снаружи», но... В чистом виде объема достаточно, а сиденья узкие, явно японского типоразмера. К тому же, даже если пассажир не очень высокого роста, ему все равно придется потесниться, иначе конечности будут мешать переключать передачи; хорошо хоть в дверцах предусмотрены довольно вместительные ниши с подлокотниками. Как уже отмечалось выше, Yaris выпускается в 3- или 5-дверном исполнении. Но в первом случае попасть на заднее сиденье можно только со стороны пассажира – если откинуть спинку, его сиденье максимально сместится вперед. Водительское же кресло такой возможности не предоставляет. Зато на самом диване со складывающейся в отношении 2:3 спинкой неожиданно вольготно двоим пассажирам, средний подголовник отнюдь не случайно имеет такой ущербный вид. Можно предположить, что простор, достойный представителя гольф-класса, достигнут за счет багажника. Это так – и не так одновременно, поскольку заднее сиденье можно сдвинуть вперед на целых 150 мм, после чего полезный объем возрастет в полтора раза.

Базовая комплектация автомобиля включает тканевый салон, гидроусилитель руля, регулируемую по углу наклона рулевую колонку, дополнительный стоп-сигнал, задний противотуманный фонарь, иммобилайзер, магнитолу, центральный замок, электростеклоподъемники передних дверей, кондиционер и складные задние сидения. С точки зрения безопасности автомобиль отвечает самым строгим стандартам безопасности для машин подобного класса. Прочный кузов и ударопоглощающая конструкция стоек помогают при фронтальном столкновении. В дверях расположены брусья, защищающие при ударе сбоку. Все автомобили в стандартной комплектации оснащены АБС и подушками безопасности водителя и переднего пассажира.

В плане надежности электрооборудования Yaris выглядит очень неплохо. По европейским статистическим данным никаких критических неполадок в электрооборудовании этого автомобиля обычно не происходит. Тем не менее проверить работоспособность всех приборов и механизмов все же необходимо.

Skoda Fabia

Малолитражка Skoda Fabia первого поколения создана на общей фольксвагеновской платформе, на которой также спроектированы VW Polo и Seat Ibiza. Эти машины объединяют одинаковая конструкция подвески (настройки могут отличаться), трансмиссии, некоторые двигатели и универсальные элементы оформления салона (кнопки, ручки, переключатели, дверные замки и т. п.).

К неоспоримым достоинствам Skoda Fabia можно отнести большое разнообразие вариантов кузовного исполнения. В гамме присутствуют хэтчбеки, седаны и универсалы.

Антикоррозийная стойкость кузова благодаря двухсторонней оцинковке металла заслуживает исключительно положительной оценки. А вот лакокрасочное покрытие не отличается чрезмерной стойкостью, и уже через три-четыре года эксплуатации в наших условиях могут появляться сколы. Но даже оголенный металл не спешит ржаветь.

Салон создает приятное впечатление, которое не портится и после длительного общения с машиной. Качество отделочных материалов и шумоизоляция – одна из лучших среди конкурентов. Хорошая эргономика. Удобно устроиться за рулем человеку любого телосложения поможет широкий диапазон регулировок кресла пилота и рулевой колонки в продольной и поперечной плоскостях. Сиденья по-немецки умеренно жесткие. Места для ног задних пассажиров почти столько же, сколько у Octavia Tour. Запаса пространства хватает и над головой. Так что по уровню комфорта поспорить с чешским автомобилем поспорят очень немногие конкуренты.

В гамме Fabia есть откровенно бедные версии, в которых порой даже нет элементарных вещей, типа полки над багажником (в хэтчбеке или в универсале). В базовых версиях даже шумоизоляция салона вызывает много нареканий. Поэтому при выборе авто есть смысл поискать модификацию подороже.

Немало нареканий со стороны владельцев Skoda Fabia вызывает надежность электрооборудования. Отказать могут многие электроприборы: от приводов стеклоподъемников до стеклоочистителей. Первым делом поиск причины отказа того или иного элемента нужно искать в коробке предохранителей, так как нередко проблема скрывается именно там. Неполадки не обходят стороной и центральный замок, и обогрев зеркал. А вот кондиционер обычно работает надежно и безотказно.

ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ

Volkswagen Polo

Из дизельных моторов на Polo можно встретить двигатели объемом 1,4 или 1,9 л. Смело можно предположить, что ресурс 1,9-литрового дизеля на Polo будет несколько больше, так как на столь небольшом автомобиле этот двигатель работает не на пределе возможностей, что продлевает срок его службы. Если покупать автомобиль «для себя», то, наверное, есть смысл единожды переплатить за 1,9-литровую модификацию. Надежность обоих дизельных моторов (1,4 и 1,9 л) находится примерно на одинаково высоком уровне. К тому же дизельные двигатели Volkswagen неплохо «относятся» к нашему топливу, хоть конструкция с насос-форсунками и более привередлива к солярке, чем традиционный ТНВД. После 2005 года дизельные двигатели подверглись модернизации: 1,4-литровый мотор стал выдавать 70 или 80 л. с., а атмосферный объемом 1,9 л сняли с производства (остались версии мощностью 100 и 130 л. с.).

Из бензиновых моторов под капотом Volkswagen Polo можно встретить двигатели рабочим объемом 1,2, 1,4, 1,6 и даже 1,8 л (с турбонаддувом). Последний начали устанавливать на маленький Polo не очень давно, а его мощность может составлять 150 или 180 л. с. Но ресурс подобных форсированных модификаций является чистой воды лотереей.

Все двигатели долговечны, и до капремонта им еще далеко. Благодаря гидрокомпенсаторам (ресурс не менее 100 тыс. км) привод клапанов не требует регулировок. Распредвалы 1,4-литровых моторов приводятся в действие двумя ремнями (ресурс – 90 тысяч км), а 1,4-литровых FSI (непосредственный впрыск) и всех 1,2-литровых – цепью (срок ее службы соизмерим с ресурсом мотора). При замене ремней потребуются новые ролики и контроль состояния помпы, которая на моторах с цепным ГРМ оснащена индивидуальным ремнем (периодичность замены – 60 тысяч км). У моторов 1,4 л во избежание утечек масла может потребоваться уплотнение крышки головки блока герметиком. Если любой из силовых агрегатов начинает «троить», следует, прежде всего, проверить катушки зажигания, которые порой разваливаются на две части. Могут доставлять хлопоты мелкие узлы двигателя – клапан рециркуляции картерных газов (поддается чистке), дроссельная заслонка (аналогично). Все агрегаты не любят плохого бензина, из-за которого мало «ходят» форсунки, свечи, бензонасосы и лямбда-зонды.

На большинстве экземпляров Volkswagen Polo, которые встречаются на нашем рынке, установлена беспроблемная механическая коробка переключения передач, которая может быть как в пятиступенчатом исполнении, так и в версии с шестью скоростями. «Автоматы» же встречаются реже. Причем до рестайлинга устанавливались четырехступенчатые агрегаты, а после – шестиступенчатые. АКПП может побеспокоить владельцев отказами электроники управления и блока клапанов. Нередко причиной этого становится сломавшийся или неправильно установленный выключатель стоп-сигнала. По заявлению производителей масло в «механике» и в «автомате» залито на весь срок службы автомобиля. Но некоторые мастера рекомендуют не рисковать и все же производить замену масла в КПП примерно через каждую сотню тысяч км. Сцепление долговечно – может прослужить 130–180 тысяч км, а его гидропривод безотказный. Четкость переключения передач у «механики» превосходная, однако кулиса «не любит», когда держат руку на рычаге – в таком случае ее едва хватает на 60 тысяч км.

Toyota Yaris

Двигатели, устанавливаемые на Toyota Yaris, весьма хороши. Это три бензиновых мотора с распределенным впрыском топлива объемом 998, 1299 и 1497 куб. см и мощностью в 68, 88 и 106 л. с. соответственно. Чаще всего на нашем рынке встречаются Yaris, оснащенные бензиновыми моторами объемом 1,0 и 1,3 л, а вот все остальные – редкость. К разряду экзотики относятся также версии с турбодизельным 1,4-литровым агрегатом, который, кстати, устанавливался и на Mini One. Все двигатели, которыми оснащалась малолитражка, отличаются хорошей топливной экономичностью и высокой литровой мощностью, обеспечивая вполне приличную динамику.

Детальной статистики по надежности дизельных моторов Yaris в наших условиях нет, однако с уверенностью можно констатировать, что при должном внимании и уходе ресурс дизеля Toyota будет очень большим. Главное – не экономить на расходных материалах и заливать только проверенное, качественное топливо. На любом режиме, хоть с места, хоть при обгоне двигатели обеспечивают достойный разгон.

Наиболее часто на рынке встречаются версии с небольшими бензиновыми двигателями, объемом 1,0 или 1,3 л. Кроме того, есть возможность подыскать модификацию с 1,5-литровым 105-сильным бензиновым мотором.

Для повышения надежности газораспределительный механизм снабжен металлической цепью, которая держится весь срок эксплуатации мотора. А вот клапаны ГРМ требуют регулировки тепловых зазоров, хотя эта процедура выполняется крайне редко – раз в 100 тысяч км. Состояние ремня навесного оборудования рекомендуется проверять каждые 40 тысяч км и при необходимости менять – специалисты припомнили случаи его обрыва на 60 тысяч км.

Yaris оснащался 5-ступенчатой «механикой», 5-ступенчатой роботизированной Freetronic и 4-ступенчатой АКПП. Самым надежным зарекомендовал себя «автомат». При регулярной замене масла (каждые 90 тысяч км) он служит без проблем, чего не скажешь о двух остальных агрегатах. В «механике» не исключен выход из строя опорных подшипников первичного и вторичного валов. А вот от покупки Yaris с роботизированной КПП Freetronic лучше отказаться – она зарекомендовала себя плохо. Часто «глючит» электроника управления, недолговечны золотниковый клапан, датчик давления и гидроаккумулятор. Пришедший в негодность гидроаккумулятор заставляет постоянно работать электронасос, тем самым существенно укорачивая ему жизнь.

Skoda Fabia

Линейка силовых агрегатов, предназначенных для Fabia, достаточно разнообразна. Она состоит из 3- и 4-цилиндровых бензиновых и дизельных моторов. У нас наибольшее распространение получили бензиновые версии 1,2 и 1,4 л.

Бензиновые моторы 1,4 л 8V – чешские агрегаты, корни которых уходят еще во времена предшественников Felicia и Forman. Эти двигатели имеют устаревшую конструкцию – нижнее расположение распредвала вместе со штангами, толкателями и коромыслами. В отличие от 1,3-литрового мотора Felicia, в Fabia его объем увеличили до 1,4 л за счет большего хода поршня, а вместо регулировочных шайб применили гидрокомпенсаторы клапанных зазоров. Благодаря этому двигатели работают мягче, а цепь ГРМ служит 80 тысяч км. Затем ее заменяют вместе со звездочками. В «8-клапанниках» отмечен выход из строя прокладки головки блока цилиндров – при этом, как правило, масло попадает в систему охлаждения. В остальном же моторы более тяговиты и неприхотливы, чем их 16-клапанные собратья.

Моторы же производства Volkswagen (1,4 л – 75 или 100 л. с.) более капризно ведут себя при использовании топлива сомнительного качества или при не соответствии октанового числа требованиям производителей. Каких-либо типичных проблем 1,4-литровые моторы не имеют, а внимания требуют при необходимости замены свечей зажигания (а иногда и форсунок), а также других плановых регламентных ТО. У 1,4-литровых бензиновых моторов редко, но встречается одна «болезнь» – подвисание клапанов в направляющих. Обычно это связано с использованием бензина низкого качества, так как в Европе подобных поломок практически не отмечается. Привод ГРМ в обоих агрегатах задействован ремнем, который необходимо менять вместе с натяжными и обводными роликами, а также ремнем привода распредвалов каждые 90 тысяч км (срок указан для фирменных деталей). При этом следует проверить также состояние водяного насоса, приводимого ремнем ГРМ. Если есть подтеки охлаждающей жидкости или люфт шкива «помпы», ее нужно заменить. В «16-клапанниках» случаются поломки индивидуальных катушек зажигания, кроме того, может выйти из строя блок управления электропривода дроссельной заслонки.

3-цилиндровый бензиновый агрегат объемом 1,2 л считается наименее надежным. Эти моторы нередко менялись по гарантии. В них отмечены засорение катализатора или разрушение его керамического элемента, залегание поршневых колец, что приводит к потере компрессии и повышенному потреблению масла и топлива. Но что хуже всего – эти двигатели одноразовые, сделать в них капремонт нельзя, для этого даже не предусмотрены ремонтные запчасти.

Самым слабым в линейке двигателей Skoda Fabia бил всего однолитровый бензиновый мотор мощностью в полсотни лошадиных сил. Но к его надежности обычно претензий не возникает.

На рынке, хоть и редко, но попадаются и модификации Skoda Fabia с двухлитровым мотором мощностью более 115 л. с. Этот силовой агрегат имеет неплохой ресурс, но эксплуатационные расходы в подобном случае рискуют достичь уровня более дорогих и презентабельных автомобилей.

Линейка дизельных моторов также достаточно широка и включает 1,4-литровые (75 л. с.) и 1,9-литровые (от 64 до 130 л. с.) двигатели. Дизельные моторы Fabia позаимствовала у собратьев по клану Volkswagen. По статистике, при грамотной эксплуатации ресурс дизелей Volkswagen составляет в среднем около полумиллиона километров. Для 1,4-литрового мотора этот показатель может быть несколько меньше, а 1,9-литровые иногда ходят и по семь-восемь сотен тысяч километров без капитального ремонта. Главное – это своевременное обслуживание, использование только исключительно качественных расходников и грамотный подход. При покупке дизельной Fabia нужно помнить об обязательности проведения полной диагностики силового агрегата, которая позволит реально оценить состояние мотора и определить объем необходимых капиталовложений в ремонт.

Все Fabia имеют привод на переднюю ось, и большинство из них оснащены механическими 5-ступенчатыми КП. Найти версию с автоматической трансмиссией крайне сложно.

Оба агрегата зарекомендовали себя надежными и в них не отмечено каких-либо характерных проблем. К тому же они неприхотливы – масло рассчитано на весь срок службы, и в ходе эксплуатации необходимо контролировать лишь герметичность КП и рабочий уровень смазки. «Механика» характеризуется безупречной четкостью включения передач, а вот педаль сцепления – чересчур длинноходная.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА

Volkswagen Polo

Ходовая часть стойко встречает сюрпризы наших дорог, с легким шумом «проглатывая» неровности и обеспечивая при этом хорошую управляемость. 30–40 тысяч км служат втулки и стойки стабилизатора, 45–60 тысяч км – задний сайлент-блок переднего рычага, 90–100 тысяч – передний, заменяемый только в сборе с рычагом. Шаровые опоры считаются очень долговечными, сайлент-блоки задней балки и все пружины. Даже самым беспощадным драйверам удается «положить» амортизаторы лишь к 100 тысяч км пробега. Колесные подшипники очень долговечны, но жесткие удары при попадании в ямы могут досрочно вывести их из строя. Поставляются эти детали вместе со ступицами.

В рулевом управлении слабым звеном является рулевая рейка, которая дает течь уже при пробегах меньше ста тысяч км. А специалисты рекомендуют не «колдовать» с ней, а сразу покупать новую.

С тормозной системой обычно проблем не возникает, требуются лишь плановые работы по замене колодок и дисков.

Toyota Yaris

Ходовая этого японского автомобильчики относительно вынослива. Чаще всего (спустя 40 тыс. км) приходится менять лишь копеечные втулки стабилизатора. А вот стойки стабилизатора и рычаги передней подвески способны продержаться около 100 тысяч км. Амортизаторы – 130–150 тысяч км. Сайлент-блоки задней полузависимой балки – до 200 тысяч км. «Шаровые» и резиновые элементы поставляются только в сборе с рычагом. Вместе со ступицей предлагаются и задние подшипники.

Рулевое управление и тормозная система работают очень четко и надежно, не требуя к себе излишнего внимания и денег на ремонт. Срок службы рулевых тяг с наконечниками может разниться от 90 до 150 тысяч км в зависимости от условий эксплуатации. Тормозные колодки же придется менять примерно через каждые год-полтора.

Skoda Fabia

Ходовая модели Fabia конструктивно простая – впереди независимый McPherson, а сзади полузависимая балка скручивания. Задняя подвеска долговечна – сайлент-блоки балки «выхаживают» до 100 тысяч км. В передней подвеске чаще всего (спустя 30 тысяч км) придется менять втулки стабилизатора. Около 50 тысяч км «ходят» стойки стабилизатора, а чуть дольше (на 10 тысяч км) служат задние сайлент-блоки передних рычагов. А вот шаровые опоры и передний сайлент-блок способны продержаться до 150 тысяч км. Вместе с рычагом в оригинале поставляется только передний сайлент-блок, а все остальные «расходники» – отдельно. Правда, неоригинальную резинку можно найти отдельно, хотя заменить ее бывает проблематично – крепежный болт сайлент-блока с годами «прикипает».

Как показала практика, рулевое управление надежное. Побеспокоить может лишь неожиданный отказ усилителя, что проявляется затрудненным вращением руля. Эта проблема обусловлена выходом из строя датчика рулевой рейки. После замены новые датчики служат, как правило, без проблем. А вот наконечники и рулевые тяги способны продержаться до 100 тысяч км.

А вот тормозная система работает без проблем даже на машинах первых годов выпуска.

СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ

На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Volkswagen Polo 2002-2003 г. в. колеблются примерно от 5 700 до 9 500 у. е., Toyota Yaris стоит от 5 500 до 8 300 у.е., а за Skoda Fabia того же возраста просят 4 500 – 8 200 у. е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.


Рейтинг страницы: 4.8/5 (1423 оценок)